Батьківські збори



Родительское собрание на тему:  “Взаимодействие школы и семьи в воспитании детей”
Цель: развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и школы

Ход собрания
Воспитание – это творчество. Ведь воспитывать только личность, дрессируют лишь животное.
И.Беляева.
Уважаемые родители, давайте сегодня поговорим о ваших детях, о том, какую роль в их воспитании играет семья и школа, так как семья и школа—это два социальных института, от согласованности действий, которых зависит эффективность процесса воспитания.
Чтобы вырастить полноценного человека, культурную, высоконравственную творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы учителя и родители действовали как союзники, делясь с детьми добротой, опытом, знаниями.
Взаимоотношения семьи и школы важны не только в первые годы пребывания ребенка в школе, когда он еще не приобрел нужной способности к самоуправлению своими чувствами и поведением. Актуальными они остаются и в  старшем возрасте, ведь именно в школе у ребенка появляется шанс для самовыражения.
У школы три задачи: воспитание, обучение, просветительство. Школа может помочь иногда при решении многих вопросов воспитания. Но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности.
Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых, объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей.
Самое главное для ребенка—чтобы его любили таким, какой он есть.
Сказка.  «Фиолетовый котенок»
Фиолетовый котенок мыл лапы только в лунном свете.
— Ну что мне с ним делать? — Кошка всплескивала лапами. — Ведь хороший, умный котенок, а тут — ну что ты будешь делать, хоть кол на голове теши — нивкакую. Только в лунном! Ну что ты будешь делать?
—Да что с ним цацкаться? — рычал кабан.
—Макнуть его головой в солнечный ушат или просто в речку! Ишь ты — все котята как котята, а этому лунный свет подавай!
— Он просто глупый, — каркала ворона.
—Голова маленькая, мозгов немного. Вырастет — его из солнечного света не вытащишь!
Фиолетовый котенок мыл лапы только в лунном свете.
Луна была большая, белая, яркая.
— Милый котенок, — говорила Луна, — а почему ты фиолетовый?
— А как бывает еще? —удивлялся котенок.
— У меня есть брат, — сказала. Луна, —
он очень большой и ярко-желтый. Хочешь на него посмотреть?
— Он похож на тебя7 Конечно, хочу.
— Тогда не ложись спать, когда я стану таять в небе, а немножко подожди. Он выйдет из-за той горы и займет мое место.
Ранним утром котенок увидел Солнце.
— Ух, какой ты теплый! — воскликнул котенок. —А я знаю твою сестру Луну!
— Передай ей привет, — сказал Солнце, — когда встретишь. А то мы редко видимся.
— Конечно, передам.
Фиолетовый котенок теперь умеет мыть лапки не только на солнце, а даже в мыльной ванной.
Ну и что?
Эта сказка об отношении к воспитанию. Кошка, кабан и ворона —это обычные методы воспитания. Это, в сущности, вина, угроза и насмешка. А Луна — это символ веры. Она не воспитывает котенка, а расширяет его мир.
Каким вырастет ребенок, во многом зависит, какое он занимает положение в семье.
 Благополучное, когда семья проявляет разумную заботу о ребенке с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, когда заботятся не только о нем, но и он  уважает других;
Неблагополучное, когда он баловень семьи, а затем нередко—деспот семьи, либо изгой и растет как сорная трава, либо он—«квартирант».
Практическая часть
Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации, как нужно вести себя, даем им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. Может быть наши поступки не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим? Дети--свидетели. А может  они учатся жить у жизни.

1.      Игра «Закончи предложение».
Если:
Ребенка постоянно критикуют, он учится ... (ненавидеть).
Ребенок живет во вражде, он учится... (быть агрессивным).
Ребенок живет в упреках, он учится... (жить с чувством вины).
Ребенок растет в терпимости, он учится... (понимать других).   
Ребенка хвалят, он учится ... (быть благородным).
Ребенок растет в честности, он учится ... (быть  справедливым).
Ребенок растет в безопасности, он учится ... (верить в людей).
Ребенка поддерживают, он учится ... (ценить себя).
Ребенка высмеивают, он учится ... (быть замкнутым).
Живет в понимании и дружбе, он учится ... (находить любовь в мире).
2. Ролевая игра.
Я хоту предложить вам игру, в ходе которой можно было бы сформулировать представления о роли каждой категории в жизни ребенка. Родители условно разделяются на три группы “Родители”, “Школа”, “Улица” И с позиции той группы, где вы оказались, подумайте и напишите на бумаге то, как оказывает влияние та или иная группа, что может дать хорошего или плохого в формировании личности ребёнка. 5-7 минут.
Давайте, ознакомимся с результатами вашей работы. Каждая группа зачитывает то, что у вас получилось. Одновременно ответы фиксируются на ватмане.
Семья
Положительное
Отрицательное
·         личный пример
·         здоровый образ жизни
·         занятия спортом вместе с ребенком
·         расширение кругозора (совместное посещение музеев, выставок и т.д.)
·         развитие ситуации успеха ( похвала, поддержка)
·         индивидуальный подход к ребёнку
·         добрые отношения в семье
·         главное: любить ребёнка только за то, что он Ваш ребёнок
·         личный пример
·         вредные привычки
·         неуважение друг к другу, грубость, ссоры
·         физическое воздействие
·         психическое насилие
·         игнорирование ребёнка, как личности
Школа
·         знания
·         эстетическое развитие
·         физическая подготовка
·         патриотические чувства
·         формирование личностных качеств
·         общественные навыки
·         формирование жизненной позиции
·         развитие индивидуальных способностей
·         развитие коммуникативности
·         формирование личностных качеств (отрицательных)
Улица
·         общение
·         физическое развитие (развивает свободу действия)
·         познание мира
·         развитие коммуникативных навыков
·         охрана природы
·         интеллектуальное развитие
·         развитие эстетических качеств
·         закалка характера
·         плохое влияние
·         вредные привычки
·         отсутствие контроля со стороны взрослых
·         повышенный травматизм
·         нерациональное использование времени
·         пагубное воздействие на природу



Сравнивая ответы, мы можем выделить то, что объединяет группы.
Но есть и то, что ребёнок может получить только в школе, дома или на улице и чтобы победить улицу нам с вами просто необходимо объединиться.
Важное учитывать и то, как проходит процесс воспитания, как оказывается воздействие на ребенка. В заключении мы хотим предложить вашему вниманию философскую сказку, которая покажет в аллегорической форме как происходит воздействие на ребенка и какой метод наиболее эффективны.
Воспитание-процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни.
Вы доверяете нам самое дорогое — ваших детей. В школе дети проводят очень много времени. В течение дня дети общаются с различными взрослыми. Для нас очень важно понять, какую роль играют взрослые и в жизни детей, что они могут им дать.

Давайте вместе проанализируем, с кем же в течение дня общаются наши дети. Кто так или иначе оказывает воздействие на ребенка.

Родители называют, один из ведущих записывает на доске

зелёный цвет- школа, синий- дом, красный- улица:

Посмотрите, всех людей, можно условно разделить на 3 группы: дом (семья), школа, и улица ( друзья).
На столах перед вами находятся по три цветных кружочка ,оцените в процентах, как оказывает влияние школа, семья и улица, условно их сумма 100%. Согласно полученным данным, по вашему мнению, на формирование личности влияют 45%- семья, 15%- улица, 40%- школа.
А теперь давайте, сравним с теми данными, которые мы получили, проводя анонимное анкетирование среди детей. По мнению детей на формирование личности 55% оказывает семья, 21%- улица, 24%- школа.
Дети очень хорошо чувствуют насколько искренне родители сами соблюдают принятые дисциплинарные правила.

Дело воспитания – это процесс постоянного сотворения личности. Не только родительская любовь стоит у истоков рождения человеческой личности. Это невозможно осуществить без родительского авторитета.
В отношениях родителей и детей часто не бывает взаимопонимания. В период взросления бывает обострение в отношениях, а вслед за этим и уход взрослеющего ребенка из-под родительского контроля. Для этого причин много. В связи с этим психологи рассматривают четыре группы родительских проблем.
I группа.  Для нее характерно отсутствие контроля «Я его (ее) не понимаю, ничего о нем (ней) не знаю – где бывает, с кем, он (она) мне не доверяет».
II группа. Проблемы связаны с вызывающим неуважительным отношением детей к родителям. Характерные жалобы родителей: «Он (она) постоянно грубит, со мной не считается – громко включает свою дурацкую музыку, не хочет помогать дома».
III группа. Характеризуется тревогой за детей, опасениями, что дети живут не так, как нужно родителям. Бывает, что родители считают детей несчастными, неудачниками.
IV группа. Это проблемы связаны с нестандартным, противозаконным поведением детей. Например: «Мой сын наркоман. Как можно ему помочь? И т.д.
Вот эти проблемы всех волнуют. Так давайте разберемся, что же движет родителями, которые хотят разрешить эти проблемы – любовь, привязанность, родительский эгоизм или действительная забота о детях?
Привязанность – самый неразумный вид любви. Привязанная любовь бывает – собственническая, то есть родители не готовят своих детей к самостоятельной взрослой жизни, не учат детей брать на себя ответственность за свои мысли поступки. На таких людей можно легко повлиять волевым, влиятельным людям, людям преступной группы. Такие дети (слишком опекаемые) по мере взросления рано или поздно начинают мстить своим родителям. Часто встречаешь семьи, где взрослый сын, или дочь не замужем.
Другой вид любви – соблазняющая любовь. Это когда родители безмерно ласковы, девочки садятся (повзрослевшие) на колени отцов, чрезмерные объятия, поцелуи детей.
Родитель должен следить за тем, чтобы все это происходило целомудренно.
Есть и амбициозная любовь – это когда родители через жизнь своего дитя хотят реализовать свои романтические фантазии, женские мечты, мужские порывы, на проступки, которые не свершились в молодости у отца. То есть вторжение во внутренний мир ребенка, тайны его души. И часто упрекают дети своих родителей «Это мама посоветовала выйти за него замуж». Амбициозная любовь – это любовь с условием. При такой любви родители говорят «Пусть нашему ребенку живется лучше, чем нам».
Еще может быть и такое, когда некоторые родители слишком много требуют от них и ожидают многого. Такие родители обращаются с ребенком как с равным или намного старше себя, то есть строят доверительные отношения как со своими друзьями или коллегами, или родители жалуются детям на то, какие они несчастные, разбитые жизнью. При таком отношении родители не удовлетворяют душевные потребности ребенка, а не наоборот.
Родитель должен быть авторитетом для ребенка, направлять его, быть тем человеком, на кого ребенок может опереться, положиться, на кого будет равняться. Если родители перестают выполнять свои обязанности и не подают детям положительного примера, они перестают чувствовать безопасность и легче поддаются дурному влиянию.
Итак, первая родительская обязанность состоит в том, чтобы дети чувствовали себя любимыми. А вторая родители должны быть для детей авторитетом и воспитывать их с любовью.

А как дать им знать, что вы их любите?
Итак, только в том случае, если ребенок знает, что он безусловно любим своими родителями, отец или мать могут оказать на него то или иное влияние. Никогда не будут лишними слова, что вы любите своего ребенка. Когда ребенок слышит слова «Я люблю тебя», он чувствует себя боле защищенным и уверенным. Его личность формируется и мужает. Кроме слов о любви, ребенок должен видеть и чувствовать вашу любовь на самом деле: в поступках, в поведении, в ваших делах.
Есть три основных способа регулярно показывать своим детям, что вы их любите:- «контакт любящих глаз», физический контакт, безраздельное внимание.
Что такое «контакт любящих глаз»?
Благодатная сила любви передается именно посредством зрительного контакта, когда мы смотрим  глаза в глаза. Дорогие родители, помните: чем чаще вы будете учитывать зрительный контакт как средство выражения любви, тем полней ваш ребенок будет насыщаться любовью. Когда вы любящим взглядом смотрите на ребенка, вы заставляете его ощущать себя  ценным и нужным человеком. А этот взгляд дети уже начинают понимать с шести месяцев.

Физический контакт.
Легкими прикосновениями, физическим контактом (если это искренне) проявляется безусловная любовь. Обнимать и целовать своих детей - самый чудесный способ давать понять, что его действительно любят.
Исследования показали, что младенцев одинаково часто целуют и обнимают как девочек, так и мальчиков. С возрастом (примерно к 8 годам) мальчиков обнимают меньше.
Мальчики, которых часто обнимают, которые получают много других физических контактов, вырастают сильными, мужественными и уверенными в себе, а другие – наоборот, считающими, что их нельзя любить.
Самый эффективный способ показывать ребенку, что вы действительно любите его – это безраздельное внимание. Этот способ требует, чтобы вы регулярно проводили определенное время с сыном или с дочерью.
Безраздельное внимание требует времени, подчас много, иногда оно требует отложить свои дела, когда вашему ребенку понадобится такое внимание. Безраздельное внимание – это время, когда ваше внимание безраздельно принадлежит вашему ребенку.
Ребенок ощущает себя искренне любимым, осознает свою значимость и чувствует заботу, одобрение и уважение с вашей стороны. Он должен получить верную самооценку у вас - своих родителей - в правильном нужном русле.
Итак, чтобы быть хорошим родителем, любящим родителем, требуется много времени. Если родители не будут уделять времени для того, чтобы посидеть с ребенком, послушать его, он начнет все больше времени проводить со сверстниками, искать у них поддержки и одобрения, копировать их поведение.
Эти пункты воспитания необходимы в данный возрастной период. Не за горами переходный возраст – это сложный возраст от 11 до 16 лет.


Задания для детей
(родители строгие)
Задание для родителей
(дети непосредственные)
В дневнике открыли и увидели, что у вашего ребенка двойка. Вам надо выяснить причину и принять решения.
Вы получили двойку, вам надо объяснить родителям, за что и почему. Они будут ругаться.
Ребенок пришел домой без сменной обуви, он потерял ее в школе. Ваша реакция?
Вы идете домой без сменной обуви, в школе забыли, а маме говорить не буду, завтра найду.
Вы поручили ребенку прибраться и помыть посуду, а он (она) проиграл в компьютер, не сделал. Ваша реакция?
Вас мама попросила убраться и помыть посуду, а пришел друг с интересным диском и вы заигрались. Как объяснить маме или папе.
Ваш ребенок попробовал курить, и вам сказали об этом соседи. Ваша реакция?
Вам надо объяснить, почему вы это сделали и как-то смягчить родителей.
Ваш ребенок нецензурно выражается. Что делать?
Ваш учитель позвонил и рассказал маме (папе), что вы нецензурно выражаетесь. Вам идти домой.
Сейчас каждый  посмотрел на себя со стороны и узнал свои поступки, свои слова, может даже и свое поведение. Сегодня мы посмотрели, какими строгими будут родителями наши дети и какими хорошими детьми были наши родители.
Заключение
У нас у всех есть возможность выбора. Но именно от вас зависит, каким вырастет ваш ребенок. Школа—что-то скорректирует, но мы лепим из того, что уже замешано. Реальные поступки—вот что формирует поведение ребенка, а не слова и  нравоучения.
Рецепт счастья:
Возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавить две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Все это хорошо перемешайте. Намажет на кусок отпущенной вам жизни и предложите каждому, кого встретите на своем пути.










Задание для родителей по определению закона семьи.
     Папы! Мамы!  Перед вами формула, где зашифрованы законы воспитания ребенка в семье. Расшифруйте их
                                 1           2               3              4
    Закон семьи= ––––   +  –––––  +  ––––––  +  –––––        : 1,2,3,4  =
                              Ед.тр.   зн.похв.   тр.у.         разд.благ.
     Пятиминутная музыкальная пауза, пока родители выполняют задание.
      Вопрос родителям: «У кого что получилось? Какие законы семьи здесь зашифрованы?» Затем идет анализ зашифрованной формулы.
1-й закон. Закон единства требований отца и матери, предъявляемых ребенку.
2-й закон. Закон значимости похвалы для ребенка.
3-й закон. Закон трудового участия каждого члена семьи в жизни всей семьи.
4-й закон. Закон разделения в равной мере материальных и моральных благ между взрослыми и детьми.
Если эти законы в семье исполняются, если отец и мать оптимисты друзья своего ребенка, значит ребенок состоится как человек, как личность.


Комментариев нет:

Отправить комментарий